Музыкальная гостиная

АНОНС:

17 сентября в 16.00  СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НОУТБУКОМ В ПОИСКАХ АМЕРИКИ: О музыке и музыкальном образовании США из уст свидетеля.

Собственно, в названии сказано всё (в том числе и то, что разговор будет не только о музыке).

Среди всех любителей искусства, купивших билеты, мы впервые разыграем уникальный приз.

Возрастное ограничение: 12+

 

21 мая в 16.00 ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА, или ВСТРЕЧА С "ПРОЩАЛЬНОЙ" (к 285-летию со дня рождения Й. Гайдна)

Вы любите музыку Гайдна? Слушаете её днями и ночами напролёт? Нет? Ничего удивительного. В глазах подавляющего большинства людей Франц-Йозеф Гайдн (1732-1809) 

занимает место куда менее заметное, чем его младшие современники – Моцарт и Бетховен. Ведь у двух последних были такие занимательные биографии: вундеркиндство и Чёрный человек, глухота и Гейлигенштадтское завещание, многочисленные любовные истории… А что мы знаем о Гайдне? И можно ли всерьёз относиться к человеку, которого современники фамильярно именовали папашей? 

 

На самом деле Гайдн – пожалуй, самый загадочный и недооценённый из венских классиков, поэтому во время нашей очередной встречи мы попытаемся исследовать тот музыкальный материк, который называется Землёй Франца-Иосифа. И начнём мы с самого известного сочинения композитора – его "Прощальной симфонии". Кроме того, мы будем говорить о материях тонких и изысканных – например, о философии сонатно-симфонического цикла, одним из утвердителей которого в европейской музыке был именно Гайдн. 

Возрастное ограничение: 12+

 

9 апреля в 16.00 ВЕЛИКИЙ ГЛЮК ИСТОРИИ МУЗЫКИ :) Так была ли оперная реформа?
 
Об оперной реформе, носящей имя венского классициста Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787), принято говорить с неизменным пиететом, представлять её одним из важнейших событий музыкальной истории XVIII века. Но когда начинаешь спрашивать, в чём же состояла эта реформа, ответы звучат до странности невразумительно. Что же на самом деле происходило в европейской опере второй половины осьмнадцатого столетия, и кто придумал реформу Глюка? Об этом и других неизвестных подробностях личной жизни оперного жанра – наш очередной разговор в «Музыкальной гостиной». Как всегда – неожиданные сюжетные повороты, интересные постановки и лучшие исполнители.
Ждём всех ценителей оперы и тех, кто хотел бы к ней приобщиться!
 

19 марта в 16.00 ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ: ПО ПРИХОТИ КОРОЛЯ

Может ли высокое искусство делаться по приказу высокого начальства и при этом оставаться высоким? Может. Вы думаете, речь идёт о сталинской эпохе? Нет, об эпохе трёх мушкетёров, завершившейся, как известно, при Людовике XIV. Король-Солнце не только принимал участие в балетах, но и к опере был неравнодушен. И вот результат: меньше, чем за полтора десятилетия, во Франции второй половины XVII в. был создан уникальный культурно-музыкальный продукт – оперный жанр, получивший название лирической трагедии. Откуда взялось это чудо, что оно из себя представляет, так ли уж с ним было всё трагично – это и многое другое станет предметом нашего обсуждения на очередной встрече в «Музыкальной гостиной». Прозвучит без преувеличения феноменальная музыка в феноменальных постановках. Будет о чём поговорить и поспорить.
 
ИЗВИНИТЕ, НО НА ЭТОТ РАЗ – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО 16+
 
Ждём всех ценителей оперного жанра и французской литературы, а также тех, кто хотел бы к ним приобщиться! 
 
19 февраля в 16.00 ПОЧТИ СЕРЬЁЗНО – ОБ ОПЕРЕ SERIA 
 
Одна из самых специфических разновидностей оперы, opera seria (ит. – серьёзная опера), приблизительно два последних столетия считалась скучной и устаревшей: вялые сюжеты, статичная драматургия, ходульные герои. А всё оттого, что этот удивительный жанр в какой-то момент просто перестали понимать. О том, что касается устройства оперы seria, особенностей её бытия, её композиторах и либреттистах, её певцах, включая тех самых скандально известных сладкологосых кастратов, мы будем говорить без утайки и ханжества. Вы узнаете, что вызвало появление так называемых опер-pasticcio и что на самом деле означает это слово, об особенностях режиссуры оперы seria и о том, как надлежит её слушать.
 
Ждём всех ценителей оперного жанра, а также тех, кто хотел бы к нему приобщиться, в нашей музыкальной гостиной!
 

15 января 16.00 РОЖДЕНИЕ ОПЕРЫ: о чём молчат учебники и Интернет.

Одному из старейших и наиболее сложных по своему устройству европейских музыкальных жанров Нового и Новейшего времени предрекали в XXI веке исчезновение. Однако этого не происходит – напротив, мы наблюдаем своеобразный оперный бум: создаются новые оперы, ставятся малоизвестные старинные, оперные театры полны.

В чём же секрет этого удивительного жанра, не теряющего обаяния на протяжении более четырёх столетий? О чём молчат учебники истории музыки?

4 декабря 16.00 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО: СТАРОЕ И НОВОЕ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

Вы уверены, что знаете, как звучали произведения Вивальди в эпоху Вивальди?

20 ноября 16.00 СЛОВО И МУЗЫКА: СОГЛАСИЕ И СПОР. РОМАНСЫ М. И. ГЛИНКИ.

Композитор (!) К.-В. Глюк считал музыку «служанкой поэзии». А вы с этим согласны? Бывает ли так, что в вокальном сочинении (песне, романсе) слова говорят об одном, а музыка – совсем о другом?

 

Если вы  – только открываете для себя неисчерпаемый мир классической музыки и не знаете, с чего начать знакомство, 

если вымузыкант-профессионал и хотите быть в курсе новейших тенденций в музыкальном исполнительстве, новых открытий в истории и теории музыки (тех, что ещё не добрались до Интернета),

если вымузыкальный гурман, интересующийся классическим музыкальным искусством, если имена Григория Соколова, Генрика Шеринга, Йо Йо Ма, Фредерики фон Штаде или Франса Брюггена для вас – не пустой звук,

если вытворческий человек, пишете или исполняете музыку и хотите познакомить со своим творчеством жителей города,

то наша музыкальная гостиная – для вас.

 

БЕЗ ЗАНУДСТВА  И ПАФОСА – О ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ!

 

 

      Собравшихся объединяют живая беседа, новые знания и, конечно, чашечка чая.

      У нас вы сможете

      • поговорить  о музыке и не только (нам также интересны литература, живопись и многое другое),

      • обменяться мнениями, идеями, опытом,

      • встретиться  с интересными произведениями и людьми.

      Начало в 16:00. О датах наших встреч будет объявлено дополнительно. 

      Ведущая – музыковед, кандидат искусствоведения Татьяна Берфорд.

      Вход по билетам – 150 рублей (сумма для вечных ценностей ничтожная, но необходимая). Количество мест ограничено.       

      P.S. Кстати, не забудем, что слушание классической музыки само по себе развивает интеллект и сверхспособности, а также чрезвычайно полезно для здоровья!

 

         КЛАССИКА – ЭТО КЛАССНО!